Ограничения на кредитование, защита от финансовых мошенников, проблемы с картами

1. С 1 июля вступили в силу новые ограничения на кредитование клиентов с высоким уровнем долговой нагрузки. Согласно информации Центрального банка, заемщики, у которых выплаты по кредитам превышают 80% от ежемесячного дохода, лишаются возможности получить новые кредитные карты или увеличить лимиты по уже имеющимся. Введенные ранее макропруденциальные ограничения успешно сдерживали выдачу кредитов клиентам с долговой нагрузкой выше 50%, однако по кредитным картам значительная часть средств все равно выделяется этой категории заемщиков, что послужило основанием для ужесточения правил.

С 1 июля также истек мораторий Центрального банка РФ на ограничение полной стоимости потребительского кредита. Согласно новым правилам, полная стоимость кредита по договорам, заключенным или измененным в III квартале 2024 года, не может превышать среднерыночное значение более чем на треть.

2. 25 июля 2024 года вступил в силу закон, вводящий новые меры защиты от финансовых мошенников. Согласно этому закону, банки обязаны приостанавливать переводы на два дня, если данные о получателе содержатся в базе данных Банка России о мошеннических операциях, и информировать об этом клиента. Если клиент все же решит сделать перевод на этот счет спустя два дня, банк должен выполнить его без финансовой ответственности.

Также в соответствии с новым законодательством банк обязан вернуть клиенту украденные мошенниками деньги в течение 30 дней. Это правило применяется в случае, если банк осуществил перевод на мошеннический счет из базы данных Центробанка РФ, не предупредил клиента о возможности мошенничества или если клиент сообщил о потере карты.

Кроме того, Центробанк расширил перечень признаков мошеннических операций, вступивших в силу также с 25 июля. К уже существующим признакам добавились:

  • переводы на счета, где ранее зафиксированы мошеннические действия согласно антифрод-системам банков;
  • информация о возбужденных уголовных делах против получателей средств;
  • данные от сторонних организаций, указывающие на мошеннические операции (например, от операторов связи о нештатной активности клиентов).

При совпадении признаков банк обязан приостановить переводы по новым признакам мошенничества. Однако если клиент подтверждает перевод, при отсутствии данных о получателе в базе данных Банка России операция будет выполнена.

3. Июль также принес новые трудности для использования карт российских банков за рубежом. 19 июля Россельхозбанк предостерег о возможных проблемах с расчетами по картам Union Pay за границей, советуя клиентам снять наличные. Однако 30 июля было объявлено об успешном проведении операций по указанным картам в более чем 70 странах мира.


Дата публикации: 02.08.2024 в 12:42

Обновлено: 07.09.2024 в 07:54

Время прочтения: 4 мин.

Темы: Центробанк