Банки блокируют подозрительные переводы, возвращают деньги клиентам вопреки мошенничеству

Банки чаще будут блокировать переводы от неизвестных отправителей, начиная с 25 июля 2024 года финансовые организации должны проверять все переводы клиентов и блокировать операции с признаками мошенничества. Подробнее о том, как это будет работать.

Каким образом банки будут реагировать

В первом квартале 2024 года у граждан России было похищено 4,3 млрд рублей — на 400 млн рублей больше, чем в четвертом квартале 2023 года, по данным Центробанка России. Самым распространенным видом мошенничества является телефонный обман, осуществляемый с использованием социальной инженерии; на долю данного способа приходится более 50% всех видов хищений денежных средств. В связи с ростом случаев финансовых махинаций Центральный банк и финансовые учреждения потребовали дополнительные средства обеспечения клиентов, сообщает аналитик-эксперт нашего ресурса.

В предыдущем году в закон «О национальной платежной системе» были внесены изменения, в соответствии с которыми банки обязаны проверять переводы на наличие признаков незаконной операции. Проводя транзакцию, финансовое учреждение должно сопоставить данные с перечнем признаков мошеннических операций и в случае обнаружения хотя бы одного из них заблокировать сомнительную сделку. Далее банк должен связаться с клиентом и уточнить, была ли операция осуществлена по его согласию. У клиента есть 48 часов на аннулирование платежа. В случае, если отправитель утверждает, что провел транзакцию по собственной воле, финансовое учреждение разблокирует операцию, в противном случае деньги вернутся на счет клиента.

Средства будут возвращены на счет клиента также в случае неудачной попытки банка связаться с отправителем для подтверждения операции, добавляет Васильева.

Операции, которые, по мнению Центробанка, могут содержать признаки мошенничества:

  • счет получателя включен в список Центробанка «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента»;
  • счет получателя использовался для мошеннических операций согласно антифрод-систем банков;
  • операция осуществляется с устройства, которое ранее использовалось мошенниками;
  • получатель перевода является фигурантом уголовного дела;
  • нетипичные параметры перевода (сумма операции, количество транзакций, время проведения);
  • необычная телефонная активность клиента непосредственно перед переводом.

Какие последствия могут наступить, если клиент передал деньги мошенникам

Это зависит от действий банка и клиента. В случае блокировки перевода кредитным учреждением, связи с клиентом, но при утверждении клиентом факта добровольной отправки денег, банк не обязан возвращать средства.

Наоборот, если финансовая организация не заметила подозрительную транзакцию, не связалась с клиентом и перевела деньги мошенникам, она обязана компенсировать всю сумму. Для получения возмещения клиенту необходимо подать запрос в банк. Банк обязан вернуть средства в течение 30 дней (или 60 дней для международных переводов).

Что делать, если банк заблокировал легальную сделку, но не связался с клиентом

Возможно, что будут затронуты операции, совершенные по обоюдному согласию. Если банк заморозил платеж, но не связался с клиентом в течение длительного времени, а деньги требуется перевести немедленно, Елена Васильева рекомендует самостоятельно связаться с финансовой организацией, уточнить причины блокировки и подтвердить транзакцию. Это можно сделать через личный кабинет интернет-банка или по телефону горячей линии (потребуется паспорт и кодовое слово).

В каких ситуациях банк вернет средства, переведенные мошенникам: кратко

  • Если финансовое учреждение не обнаружило признаков подозрительной транзакции (нетипичные характеристики перевода для клиента; необычная телефонная активность; перевод на счет мошенников или лиц, привлеченных к уголовной ответственности; использование устройства, принадлежащего мошенникам).
  • В случае, если банковская организация не приостановила операцию и перевела деньги мошенникам.
  • Если кредитное учреждение не связалось с клиентом и не уведомило о подозрительном переводе.

Дата публикации: 23 июля 2024 г.

Последнее обновление: 9 октября 2024 г.

Время прочтения: 5 мин.

Темы: Технологии, Центробанк, Мошенничество

— нужна авторизация

Комментарии

 

Подобрали по интересу

Российские банки лидируют в клиентоориентированности и цифровых технологиях
Российские банки лидируют в клиентоориентированности и цифровых технологиях

Российские банки лидируют в цифровых технологиях, но требуют более гибкого регулирования для улучшения сервиса и решения жалоб клиентов.

22.11.2024
Банк России представил свой взгляд на токенизацию реальных активов.
Банк России представил свой взгляд на токенизацию реальных активов.

Банк России выпустил доклад о токенизации активов, анализируя тенденции и правовые аспекты регулирования в данной сфере.

22.11.2024
Банк ЗЕНИТ запускает вклад «Ключевой доход» с высокой доходностью
Банк ЗЕНИТ запускает вклад «Ключевой доход» с высокой доходностью

Банк ЗЕНИТ предлагает новый вклад "Ключевой доход" с плавающей ставкой для новых клиентов. Максимальная доходность достигает 22% годовых.

22.11.2024
Почему российские банки стали лучше обслуживать клиентов в 2024
Почему российские банки стали лучше обслуживать клиентов в 2024

Глава Центробанка отметила улучшение взаимодействия российских банков с клиентами, сократившее количество жалоб на навязывание продуктов.

22.11.2024
Навигация

... loading ...