Крупнейшие российские банки анализируют возможность отказа от массовых кешбэк-программ на фоне структурных изменений в платежной экосистеме. Основная причина — стремительное сокращение комиссии за эквайринг, которая служит главным источником финансирования вознаграждений клиентам (источники: совещание в Ассоциации «Россия», 04.08.2025, подтверждено «Коммерсантом»).
Рост доли СБП
• Доля переводов через СБП достигла 42% от всех безналичных операций в РФ (данные ЦБ за II кв. 2025 г.).
• Комиссия для банков в СБП — 0,4–0,7% против 1,5–3,2% при классическом эквайринге.
Цифровой рубль (ЦР)
• Пилотные транзакции ЦР проводятся с комиссией 0,3% для юрлиц (отчет Банка России, июль 2025).
• К 2027 году ЦР может занять 15–20% рынка розничных платежей (прогноз НАФИ).
Объем выплат по кешбэк-программам в 2024 г. — 1,2 трлн руб. (исследование Frank RG).
До 85% этих средств формировалось за счет комиссий эквайринга.
При сохранении динамики внедрения СБП и ЦР, к 2026 г. рентабельность программ упадет ниже 0% (модель Альфа-банка).
«Массовый кешбэк 5% на всё — исторический аномалия. Норма для рынка — 1–2%, и то для кредиток с платным обслуживанием» — Елена Кузьмина, зампред правления Сбербанка (РБК Pro).
Тип программы | Статус 2025 | Прогноз на 2026–2027 |
---|---|---|
Универсальный (1–5%) | Есть у 90% банков | Сохранение у 3–5 топ-игроков |
Категорийный (3–10%) | 67% рынка | Переход на платную подписку |
Премиальный (5–30%) | Для 15% клиентов | Расширение (Visa Infinite, Mastercard Gold) |
Снижение потребительской активности: 7 из 10 россиян учитывают кешбэк при выборе карты (опрос НАФИ).
Рост спроса на кобрендинговые карты (Аэрофлот, МВидео) с фиксированными бонусами вместо cashback.
Ускорение монетизации банковских приложений: платные опции анализа расходов, персональных скидок.
Экспертное мнение:
«Банки не откажутся от лояльности совсем, но переведут её в премиум-сегмент. Массовый рынок ждёт модель скидок у партнёров вместо прямого возврата денег» — , директор Ассоциации «Финтех» (ТАСС).
Аналитик нашего маркетплейса Елена Васильева отмечает, что программы лояльности становятся важным инструментом для привлечения и удержания клиентов, а кредитные организации повышают интерес и бюджеты на них. При начислении кэшбэка и других бонусов банки часто применяют персонифицированный подход, но можно выделить ряд карт с постоянным высоким кэшбеком.
Предложение актуально на 15 октября 2025 года.
ФинФакс.ру не предоставляет банковские услуги и не участвует в выдаче кредитов или займов. Весь контент сайта не является финансовыми рекомендацией, инвестиционными советами или офертой.
Вся информация носит ознакомительный характер.
При использовании материалов гиперссылка на finfax.ru обязательна.
© 2025 finfax.ru
Честный сервис подбора и сравнения финансовых услуг.
... loading ...
Комментарии