К октябрю 2024 года РЖД значительно увеличила объем грузовых перевозок, взаимодействуя со странами БРИКС и активно используя морские маршруты. Объем перевозок увеличился на 7,1%, и с начала года достиг показателя в 222,7 миллиона тонн. Первый заместитель генерального директора компании, Сергей Павлов, предоставил эти данные. Рост контейнерных перевозок составил впечатляющие 14,1%, при этом количество контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте (ДФЭ) достигло 2,9 миллиона. Общий международный грузопоток, обеспечиваемый РЖД, составляет значительные 400 миллионов тонн, при этом на страны БРИКС приходится 56% этого объема.
Железнодорожный товарооборот с участием стран БРИКС занимает 64% от общего мирового уровня. Активизация торговли способствует значительному росту и развитию логистического сектора, что подчёркивается в ходе октябрьского саммита стран БРИКС. Лидеры стран согласились с необходимостью комплексного и интегрированного подхода к созданию эффективной и устойчивой транспортной системы в регионе.
"В текущем году был инициирован регулярный диалог в рамках БРИКС по вопросам транспорта и логистики. В рамках делового совета созданы подгруппы, занимающиеся этими важными темами," — отметил Владимир Путин. Куратором от России выступает компания РЖД. Основное направление деятельности включает разработку международных транспортных коридоров: "Восток — Запад" и "Север — Юг", а также развитие морских линий, связывающих страны БРИКС, и трансафриканских маршрутов.
"Развивая транспортную инфраструктуру, обеспечивая безопасные и экономически выгодные маршруты и применяя инновационные технологии и нормы, мы способствуем увеличению торговых потоков и упрощению трансграничных перемещений," — говорится в Казанской декларации XVI саммита БРИКС. Кроме того, обсуждается создание логистической платформы, которая обеспечит координацию и улучшение транспортных услуг в целях развития мультимодальной логистики.
Доцент кафедры национальной экономики экономического факультета РУДН Сергей Зайнуллин подчеркивает необходимость сокращения времени и затрат на перевозки, а также уменьшения зависимости от недружественно настроенных стран. Некоторые маршруты уже находятся в рабочем состоянии. Например, МТК "Север — Юг", длиной около 7200 километров, соединяет Санкт-Петербург с одним из крупнейших портов на западном побережье Индии — портом Мумбаи. В этот важный проект активно включены такие страны, как Россия, Индия, Иран, Армения, Азербайджан, Болгария, Сирия, Турция, Оман.
Путешествие через Суэцкий канал занимает 40 дней, в то время как через МТК всего 20 дней, что значительно дешевле, особенно с учетом текущей геополитической напряженности в регионе Ближнего Востока, поясняет эксперт. Три основных ответвления коридора — западное (проходит через Россию, Азербайджан и Иран), восточное (через Россию, Казахстан, Туркменистан и Иран), транскаспийское (порты Каспийского моря и Иран) — позволяют эффективно распределять грузопотоки и минимизировать риски в случае возникновения напряженности на каком-либо участке маршрута.
Тем не менее, пропускную способность ограничивает недостаточно развитая железнодорожная и автомобильная инфраструктура, а также состояние портовых объектов. Планируемо инвестировать 40 миллиардов долларов с целью удвоения грузооборота к 2030 году. "В перспективе международный транспортный коридор может стать основным маршрутом, заменяющим Суэцкий канал, что значительно увеличит текущие доходы участников проекта," — подчеркивает эксперт Зайнуллин.
Коридор "Восток — Запад" включает Китай, страны Центральной Азии, Каспийское море, Азербайджан, Грузию, Турцию и далее через Черное море выходит на территорию Европы. В среднем процесс доставки занимает от 14 до 16 дней. Развитие стратегического для России Северного морского пути (СМП) — сложный, но необходимый проект. "Навигацию осложняют многочисленные острова и проливы, а также короткий сезон и непредсказуемые погодные условия — льды могут помешать в любой момент. Большинству судов двигаться без сопровождения здесь опасно. Кроме того, регион отличается строгими экологическими нормами, и строительство подходящих кораблей обходится очень дорого," — делится своей точкой зрения финансовый аналитик Михаил Беляев.
Хотя Россия имеет флот ледокольных судов, его явно недостаточно. Потребуются еще около сотни новых судов ледового класса, а также дальнейшее развитие портовой инфраструктуры и улучшение гидрографических исследований, для чего необходимы лоцмейстерские суда.
Единая транспортная платформа в состоянии стать координатором логистики и управления между странами, что поможет эффективно решать многочисленные проблемы. Помимо оптимизации перевозок и обмена опытом, важно разработать единую политику в области фрахта, страхования судов и грузов, а также портового обслуживания, предусматривая координацию и мониторинг этих процессов, перечисляет Беляев. Прежде всего, согласованность действий обеспечит высокий уровень товарооборота и его безопасность.
"Создание общего флота маловероятно, так как страны БРИКС отличаются по уровню экономического развития и возможностям. Тем не менее, возможность льготного фрахта благодаря развитым судоходным странам не исключается," — рассуждает эксперт. Если государства с опытом в судоходстве предоставят свои суда для льготного фрахта, это может значительно облегчить положения партнёров.
Приоритетами России остаются СМП и МТК "Север — Юг". Успешная и стабильная навигация по СМП откроет не только новые перспективы для отечественных производителей на рынках Юго-Восточной Азии и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и предоставит государству широкие финансовые возможности. "Помимо сборов за проход через исключительную экономическую зону, дополнительные доходы можно получить на фрахте судов ледового класса, сопровождением ледоколами, а также помощь в проведении через сложные участки маршрута — так называемые лоцманские услуги. Все это принесет значительную прибыль," — уверен Беляев.
Не менее значимым остается развитие МТК "Север — Юг". Вдоль сети железных дорог развиваются регионы и сопутствующая инфраструктура, что не только улучшает внутреннюю логистику, но и облегчает процессы торговли. Помимо этого, в данные маршруты вовлечены страны не только БРИКС, но и их соседние государства, например такие страны Юго-Восточной Азии как Таиланд, Малайзия, Индонезия, Вьетнам, которые косвенно получают доступ к новым рынкам.
Разумеется, реализация столь масштабного проекта требует серьезных денежных вложений, однако это задача выполнимая. "Необходимость немедленного финансирования всего проекта отсутствует. Финансовые ресурсы привлекаются по мере реализации различных его частей. Самое главное — преодолеть инерцию и приступить к действиям," — подчеркивает Беляев.
Старт проекту дадут государственные инвестиции, к которым в дальнейшем присоединятся частные компании. Также возможно привлечение капитала через выпуск ценных бумаг. Как только все осознают выгоду, недостатка в необходимых финансовых средствах не будет.
Дата публикации: 16 декабря 2024 г.
Последнее обновление: 16 декабря 2024 г.
Время прочтения: 8 мин.
Темы: Технологии, Инвестиции, Льготы, БРИКС
Сбербанк запустил биометрическую оплату для всех граждан России, расширяя доступ к инновационным финансовым технологиям.
Авиакомпания "Сибирь" начала продажу субсидируемых билетов на 2025 год для рейсов по России. Льготы касаются множества направлений.
Калининградская область получила финансирование для развития инфраструктуры и улучшения жизни населения через новую кредитную линию.
С 2027 года введут систему гарантирования для страхования жизни, что повысит доверие клиентов и привлечет инвестиции.
Copyrights © 2024 finfax.ru
... loading ...
Комментарии