В нынешнее время Россия переживает действительно уникальный исторический период с благоприятными условиями для масштабного роста как внутри страны, так и за её пределами. Об этом заявил заместитель председателя Ассоциации экспортеров и импортеров Артур Леер. В своем интервью для РИА Новости он поделился мыслями о том, как изменяется внешнеэкономическая деятельность Российской Федерации в наши дни, с какими вызовами приходится сталкиваться российским бизнесменам, выходящим на новые международные рынки. Он рассказал о причинами, по которым Москва все еще вынуждена использовать так называемые "токсичные" валюты для взаиморасчётов, и когда можно будет отказаться от параллельного импорта. Разговор провёл Серго Кухианидзе.
— Западные страны вводят всё новые санкционные пакеты в стремлении парализовать, прежде всего, внешнюю экономическую деятельность (ВЭД) России, которая ранее приносила солидные доходы в казну государства. Насколько успешно они справляются с этой задачей?
— Можно сказать, что вовсе не удается. Здесь нет элемента лукавства. Вначале, когда санкции только начали вводиться, было психологически трудно справиться с той неопределённостью, которая возникла. Из-за этого многие западные компании в спешке начали прекращать свою работу в России, разрушая давние деловые отношения, разваливающиеся логистические цепочки, и которые уже испытывали трудности в связи с пандемией, что приводило к проблемам с расчетами и денежными переводами.
— Возникла ли паника среди бизнес-сообщества в России?
— Однако отечественный бизнес достаточно быстро оправился, что и стало ключевым фактором. Способность российских предпринимателей справляться с трудностями показала их зрелость и силу. В сложившейся кризисной ситуации была замечена огромная возможность для действий, которой было бы упущено неправильно воспользоваться. Российские бизнесмены начали оперативно занимать ниши, освободившиеся после ухода западных брендов, и установили новые связи со странами, также открытыми к сотрудничеству.
Со времени 2023 года Россия наращивает объемы своего экспортного потенциала. Это стало возможным, в значительной степени благодаря поддержке со стороны государства, хорошо организованному банковскому кредитованию, предоставлению таможенных льгот. Неудивительно, что осенью текущего года Президент Российской Федерации поставил задачу повысить к 2030 году экспорт несырьевых товаров на две трети. Только за семь месяцев этого года он увеличился на 5%, достигнув 89,8 миллиарда долларов.
— Доминирует ли энергетический экспорт по-прежнему в торговом обороте за пределы России?
— Пока это так. Давняя зависимость страны от нефтегазового сырья не исчезает сразу. Однако с постепенным развитием нашей экономики экспорт товаров начинает диверсифицироваться. Вместо прежней зависимости от нефти и газа ВЭД показывает новые направления. В частности, отечественная агропромышленная продукция теперь занимает третье место в общем объеме экспорта.
Россия достигла полной продовольственной безопасности, и теперь поставляет за границу не только сельхозпродукцию, такую как пшеница или ячмень, но и мясные продукты: птицу, говядину, свинину, а также кондитерские изделия, молочные продукты и соки. Несырьевой экспорт стал новым трендом и будущим вектором, который будет набирать силу с каждым годом. К этому перечню можно отнести не только продукцию сельского хозяйства, но и медицинские изделия, косметику, а также разнообразные товары легкой промышленности, от одежды до игрушек.
— Что даёт вам уверенность в таком утверждении?
— Основанием для этого убеждения является рост деловой активности внутри страны. Реформирование отечественной экономики вдохнуло новую жизнь в малый и средний бизнес России. Это не случайно, ведь министр экономического развития РФ Максим Решетников назвал малый и средний бизнес "реальным драйвером" роста экономики России. Чрезвычайно трудно назвать отрасль, где бы такие изменения не были заметны.
Сейчас Россия находится в особом историческом моменте, создающем все условия для её внутреннего и внешнего роста, а также для рывка на новый качественный уровень. Важно, что российские предприниматели не просто занимают освободившиеся ниши после ухода западных компаний, а стремятся создавать продукцию, которая превосходит ту, что была раньше.
— Всё это в рамках программы "Сделано в России"?
— Да, конечно. Программа "Сделано в России" для продвижения местных брендов и товаров — это не просто красивые слова. Она наполнена реальными инициативами и предприятиями. Сегодня вы задействованы в ней около 400 российских компаний, которые представляют не только Москву и Санкт-Петербург, но практически всю страну. Они создают свои продукты и гордятся ими.
Не понаслышке знаю об этом, поскольку объездил более 40 регионов и видел энтузиазм у людей, которые начинают что-то новое и открывают свои предприятия. Приятно замечать на полках магазинов и супермаркетов в разных городах России надписи на товарах типа "Товары нашего региона" или "Свое, самое любимое". Такие надписи здесь не появляются просто так.
— Да, местная продукция достойна похвалы. Как это отражается на географии ВЭД России? Есть ощущение, что вся торговля ориентирована на Китай и Индию.
— Конечно, значимость Китая и Индии для внешнеэкономической деятельности Российской Федерации невозможно переоценить. С 2022 года Россия активно перестраивает поставки своих ресурсов именно на эти страны. Почти 80% российской нефти направляются туда, не зря Китай и Индию называют ключевыми партнерами. Но они составляют лишь половину объема внешней торговли России. Остальная доля приходится на страны Азии, такие как Вьетнам, Индонезия и Сингапур, а также на Ближний Восток, Африку и Латинскую Америку.
— Понятно, что с азиатскими регионами всё относительно стабильно. А как обстоят дела с государствами Африки и Латинской Америки?
— Невозможно назвать установление контактов с этими странами легкой задачей. Выход на рынки других континентов требует значительных усилий и свежих идей. Этому сильно способствуют различные выставки и совместные бизнес-форумы, которые влекут за собой огромный взаимный интерес и проходят почти ежедневно. Ведь большинство из иностранных стран были для нас практически неизведанными. Мы все еще плохо ориентируемся в их экономической юрисдикции, стандартах сертификации товаров, а также традициях и особенностях ведения бизнеса, что часто влияет на переговоры. Например, на Востоке нельзя успешно провести бизнес-встречу, если вы не выпьете по 20 чашек чая с будущим партнером. Но постепенно учимся этим правилам. Наши бизнесмены на Дальнем Востоке уже привыкли к деловым отношениям с китайскими и корейскими партнерами.
Если говорить о политическом напряжении между Москвой и Сеулом, оно явно существует, но товарооборот не прекращается. Южная Корея продолжает поставлять в Россию beauty-продукцию и продовольственные товары, не желая завершать отношения с российскими потребителями.
— Как идут дела с недружественными странами в Европе?
— Торговля с европейскими странами продолжается, но с разными результатами. Например, Италия впервые за многие годы стала лидером в товарообороте с Россией, вытеснив Германию. Разумеется, перечень товаров из ЕС заметно сузился из-за санкций: медикаменты, товары повседневного спроса и группы промышленных товаров остаются важными, поскольку они могут быть ввезены без нарушения санкций. Но торговать с Европой стало сложнее из-за политических предпочтений, и Россия в этом не виновата. Наша страна открыта как для ЕС, так и для остальных, желающих налаживать добрососедские деловые отношения.
— Российские взаимодействия со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) каковы?
— Конечно, ЕАЭС играет важную роль в ВЭД России. Россия давно сотрудничает с её членами на широком уровне. Я всегда советую предпринимателям, намеревающимся войти во внешнеэкономические проекты, выбирать вначале сотрудничество со странами ЕАЭС. Там проще выстроить продуктивные деловые связи, поскольку нам понятны их условия работы. Набравшись опыта, можно переходить к освоению более отдалённых рынков, таких как Азия, Африка и Латинская Америка. Это всё потребует инициативы и энергии. Пассивность некоторых предпринимателей ставит под сомнение желание партнёров из дружественных стран работать с нами, поскольку они стремятся инвестировать в российский рынок. Россия сегодня необычайно интересна как для своих граждан, так и для зарубежных инвесторов.
— Каково значение параллельного импорта для России на данный момент?
— Он по-прежнему важен, обеспечивая страну необходимыми товарами, такими как электроника, автомобили и автомобильные запчасти. Думаю, что его наличие будет постепенно снижаться благодаря развитию внутренних промышленных отраслей РФ и увеличению объемов ввоза продукции из стран, с которыми у России дружественные отношения.
— Россия всё ещё продолжает использовать "токсичные" валюты во внешнеэкономической деятельности?
— Полный отказ от евро и долларов невозможен. Санкции Запада создают ограничения для их использования, но в каждом случае эти препятствия разрешимы. Тем не менее, начатый переход к расчетам в национальных валютах заметен. Россия уже ведет торговлю в национальных валютах с несколькими странами, включая Турцию, Вьетнам, Казахстан и Индию. В отношениях с Китаем расчеты в рублях и юанях достигли более 95%.
— Последнее снижение курса рубля выглядит выгодным для российских экспортеров?
— Да, снижение курса выгодно экспортерам, обеспечивая большую выручку за проданный товар в долларах. Однако бизнес нуждается в стабильности. Важнее не сами скачки курса валюты, а стабильный и предсказуемый валютный коридор, который позволяет предпринимателям стратегически планировать будущее.
ФинФакс.ру не предоставляет банковские услуги и не участвует в выдаче кредитов или займов. Весь контент сайта не является финансовыми рекомендацией, инвестиционными советами или офертой.
Вся информация носит ознакомительный характер.
При использовании материалов гиперссылка на finfax.ru обязательна.
© 2025 finfax.ru
Честный сервис подбора и сравнения финансовых услуг.
... loading ...
Комментарии