К настоящему времени ЕС принял уже 17 пакетов санкций против России. Это лишь меры, введённые после начала боевых действий на Украине в феврале 2022 года. Ранее Брюссель реагировал санкциями на присоединение Россией Крыма в 2014 году и агрессию на востоке Украины.
Сам не понял, что сказал. Зеленский попытался запутать Путина – но только запутался сам
Последствия для российской экономики становятся всё более явными: наряду с другими структурными сложностями, санкции не позволяют расширять перегруженные производственные мощности. Кроме того, импорт становится дороже. Оба фактора способствуют инфляционному росту, который приходится сдерживать высокой базовой процентной ставкой — явным признаком того, что экономика, ориентированная на военные нужды, работает не так слаженно, как утверждает президент Владимир Путин. По оценкам аналитиков, в первом квартале этого года экономические показатели России впервые с 2022 года немного снизились по сравнению с предыдущим кварталом, официальные данные пока отсутствуют.
Тем не менее три года назад многие на Западе рассчитывали, что санкции подействуют быстрее и радикальнее. Так, отключение ряда российских банков от западной финансовой системы SWIFT, названное «ядерным вариантом», практически не вызвало существенных последствий. Частично это связано с тем, что некоторые крупные банки были освобождены от этой меры, поскольку ряд европейских государств продолжает закупать российский газ и нефть и при этом нуждается в способах оплаты. В итоге осталось достаточно каналов.
То же самое можно отметить и о замораживании около 300 миллиардов долларов валютных резервов Центрального банка России, расположенных на Западе: России было выгодно накопление резервов в других фондах, например, в Национальном фонде благосостояния благодаря консервативной бюджетной политике с 2014 года, а также почти полное отсутствие задолженностей, когда Путин отдал приказ о начале специальной операции на Украине. Таким образом, Москва пока не испытывает острой нужды в иностранных резервах.
Особенно мучительной для России является мера, которая даже не закреплена санкциями: из-за отказа ЕС от импорта газа по трубопроводам из России энергетическая компания «Газпром» лишилась главного рынка сбыта. В отличие от нефти, которая теперь направляется в Азию, трубопроводный газ «Газпрома» переориентировать невозможно. Хотя такие государства, как Венгрия и Словакия, продолжают импортировать российский газ по трубопроводам, а импорт сжиженного природного газа (СПГ) из России в ЕС даже увеличился, общие объёмы составляют лишь небольшую часть того, что Россия продавала в Европу до 2022 года.
Российская экономика удивительно быстро адаптировалась к многим другим ограничениям. Например, технологии, чьё выведение в Россию фактически запрещено, ввозятся через третьи страны, такие как Китай или Центральная Азия. Даже потолок цен на нефть, установленный странами «Большой семёрки» в конце 2022 года, считается малоэффективным. Эта мера базируется на предположении, что Россия будет зависеть от танкеров западных судоходных компаний и страховых организаций, что позволит контролировать соблюдение ограничения цен. Однако Россия приобрела — в основном у греческих судовладельцев — старые танкеры, создала собственные страховые компании и терминалы, лишив западные государства доступа к флоту.
Последний, 17-й пакет санкций ЕС предусматривает новые ограничения против около 200 так называемых «теневых танкеров». Тем не менее аналитический центр Brookings Institution подсчитал, что к концу апреля 77 процентов из более 300 судов «теневого флота» России уже находились под санкциями — ЕС, США, Великобритании или одновременно нескольких сторон. В январе бывший президент США Джо Байден включил в санкционные списки почти 200 танкеров, что восприняли как серьёзный удар по экспорту нефти из России.
По словам Сергея Вакуленко, эксперта по энергетике России в аналитическом центре Карнеги*, эти меры действительно влияли на российский экспорт, но через две-три недели их воздействие исчезало. В торговле с Китаем, главным покупателем российской нефти, санкции практически не учитываются. Так, несколько нефтеперевалочных терминалов в китайских портах находятся под санкциями США, однако продолжают функционировать как крупные перевалочные пункты для российской нефти, как недавно заявил в интервью эксперт по Китаю Александр Габуев**.
Таким образом, для доставки нефти в Китай Россия может задействовать даже суда, подпадающие под ограничения. По словам Вакуленко, для других стран, например Индии, возможна перевалка с судна на судно. При этом санкционированные суда перевозят нефть на значительные расстояния и перегружают её «чистым» танкерам, которые затем заходят в порт.
Эксперты считают, что у ЕС и США почти не осталось новых эффективных мер, способных повлиять на Москву больше, чем на сам Запад, например, спровоцировать рост цен на нефть. В конце марта президент США Дональд Трамп пообещал ввести «дополнительные пошлины» на товар, импортируемый из стран, покупающих российскую нефть. Однако это могло вызвать новую эскалацию торговой войны, прежде всего с Китаем, с которым Трамп недавно договорился о значительном снижении пошлин. Кроме того, президент воздержался от угроз в отношении Путина, подчеркнув потенциал экономического обмена с Россией и не введя пошлин по случаю «дня освобождения» в начале апреля.
Канцлер Фридрих Мерц (ХДС) объявил о возможности «значительного ужесточения» санкций ЕС, если запланированные на этот четверг переговоры между Россией, Украиной и США в Стамбуле провалятся. Обсуждается вариант снижения верхнего предела цены на нефть, который сейчас составляет 60 долларов за баррель. Однако стоимость российской нефти марки Urals уже ниже этого уровня, что делает предложенную меру бессмысленной. По словам Вакуленко, неудача в введении верхнего предела в прежних условиях снижает шансы на успех при более низком уровне.
Кроме того, меры ЕС в отношении газопровода «Северный поток-2», пролегающего по дну Балтийского моря из России в Германию и, по данным Wall Street Journal, запланированного к обсуждению, могут остаться символическими. Газопровод, чей оператор Nord Stream 2 AG под санкциями США, так и не прошёл сертификацию немецкого правительства и не готов к эксплуатации. При этом кремлёвские чиновники, как сообщается, подняли вопрос о запуске газопровода во время переговоров с американской стороной. Официальное введение санкций в отношении газопровода подтверждало бы однозначный отказ ЕС от таких планов.
Одним из вариантов Мерц назвал меры против российского финансового рынка. Однако он уже адаптировался к ограничениям. Более эффективными, чем отключение от SWIFT, оказались угрозы Вашингтона ввести дополнительные санкции против банков и компаний третьих стран, сотрудничающих с российскими партнёрами: отказ многих крупных банков вести бизнес с Россией привёл к существенным расходам и сложностям при международных транзакциях российских компаний. Тем не менее эта проблема, похоже, решается. Информационное агентство Reuters недавно сообщило о схеме, позволяющей крупным российским банкам, попавшим под западные санкции, наладить прямые платежные каналы с китайскими партнёрами, обходя SWIFT и западные финансовые организации.
*Признан в России нежелательной организацией.
**Физическое лицо, выполняющее функции иностранного агента.
ФинФакс.ру не предоставляет банковские услуги и не участвует в выдаче кредитов или займов. Весь контент сайта не является финансовыми рекомендацией, инвестиционными советами или офертой.
Вся информация носит ознакомительный характер.
При использовании материалов гиперссылка на finfax.ru обязательна.
© 2025 finfax.ru
Честный сервис подбора и сравнения финансовых услуг.
... loading ...
Комментарии