С начала 2022 года сотни иностранных компаний ушли с российского рынка, в том числе такие американские гиганты, как Coca-Cola, Nike, Starbucks, ExxonMobil и Ford Motor Co.
За более чем три года противостояния бывший президент Дональд Трамп предположил, что при достижении мирного урегулирования по Украине торговые отношения между США и Россией могут быть восстановлены. Президент России Владимир Путин также заявил, что иностранные компании могут вернуться в Россию при определенных условиях.
«Россия хочет вести крупномасштабную ТОРГОВЛЮ с Соединенными Штатами после окончания этой ужасной “кровавой бани”. И я с этим согласен, — сказал Трамп после разговора с Путиным. — У России есть огромные возможности создать множество рабочих мест и богатства. Ее потенциал НЕОГРАНИЧЕН».
Однако после масштабных ракетных и беспилотных атак по Киеву руководитель США изменил риторику, назвав Путина «совершенно сошедшим с ума» и пригрозив новыми санкциями. Эти заявления, а также предупреждения Путина западным компаниям о невозможности возврата к прежним долям в бизнесе, отражают реальную сложность ситуации. Иными словами, процесс возвращения западных компаний в Россию окажется весьма непростым.
После 2022 года российская деловая среда сильно изменилась — не в пользу иностранных инвесторов.
Поскольку Путин усиливает удары по Украине и продолжает заявлять о территориальных претензиях, которые Киев вряд ли примет, полноценное мирное соглашение все еще остается весьма отдаленной перспективой.
Назовем ключевые факторы, которые могут препятствовать возвращению американских компаний.
Российское законодательство определяет союзников Украины как «недружественные страны» и вводит строгие ограничения на ведение бизнеса компаний из более чем 50 государств. Это касается вывода средств и оборудования, а российскому правительству дает возможность брать под управление компании, признанные значимыми. Закон также позволяет игнорировать голоса иностранных акционеров в советах директоров.
Компании, ушедшие из России, были вынуждены продавать свои активы за 50% и меньше от оценочной стоимости или вовсе отказываться от них, тогда как близкие Кремлю бизнес-группы скупали их по низким ценам. Так, по указу президента 2023 года, государство взяло под контроль такие фирмы, как финская Fortum, немецкая Unipro, французская Danone и датская Carlsberg.
Даже если после подписания мира США будут исключены из списка «недружественных стран», а западные санкции, ограничивающие бизнес в России, будут отменены (на что пока нет реальных предпосылок), убыточный опыт останется в памяти компаний.
Российские власти заявляют о готовности вновь принять иностранных инвесторов. Тем не менее, по словам Криса Уифера (Chris Weafer), главы консалтинговой компании Macro-Advisory Ltd, «нет фактических подтверждений того, что какая-либо компания планирует возвращение». По его словам, все заявления «носят политический, а не практический характер».
Принятые меры и изменение законодательства наносят ущерб деловой среде России «на долгие годы», — считает старший научный сотрудник Элина Рыбакова из брюссельского института Bruegel. По ее мнению, возвращение американского бизнеса «маловероятно».
26 мая, на встрече в Кремле в честь Дня российского предпринимателя, Путин заявил о необходимости давления на крупные технологические компании, такие как Zoom и Microsoft, которые ограничили услуги в стране после 2022 года. По его мнению, это нужно, чтобы дать отечественным компаниям возможность для развития.
«Надо их душить, — сказал Путин, — потому что они нас пытаются душить. Надо отвечать взаимностью, вот и все. Мы никого не выгоняли и не мешали работать. Мы создавали максимально благоприятные условия для их деятельности на нашем рынке, а они пытаются нас задушить».
Путин пообещал поддержку представителю «Вкусно — и точка» (компания, которой в России достались бывшие рестораны крупной западной сети быстрого питания), если американский владелец попробует вернуть предприятия. По просьбе прокомментировать ситуацию, западная корпорация указала на заявление 2022 года о том, что «владение этим бизнесом в России больше не является приемлемым».
Помимо сложной деловой среды, нужно учитывать: экономика России, скорее всего, останется в состоянии стагнации, так как, по мнению экономистов, инвестиции направляются практически исключительно в военную отрасль.
«Долгосрочные темпы роста в России — одни из самых низких в мире, а страновой риск — один из самых высоких», — пишет в своем блоге старший экономист Хели Симола (Heli Simola) из Банка Финляндии. — «Похожее сочетание только у Беларуси».
В целом, зарабатывать сейчас можно только в военной сфере, отмечает Рыбакова. Маловероятно, что американские компании захотят работать с российской оборонной промышленностью. «Нет ясности, в какие отрасли можно войти и получать сверхприбыли, чтобы компенсировать инвестиционные риски».
Некоторые компании, например Renault и Ford Motor Co., при уходе заключили соглашения об обратном выкупе, которые дали бы им возможность вернуть активы через несколько лет, если ситуация изменится. Однако на это сложно рассчитывать, учитывая нестабильность российской правовой среды.
Российские покупатели могут изменить условия, назначить более высокую цену или вовсе проигнорировать соглашение, считает Крис Уифер. По его мнению, «существует высокая неопределенность относительно процедуры проведения аукционов по возврату активов».
Среди понесших убытки — международные нефтяные корпорации. Вопрос, захотят ли они вернуться в Россию, остается открытым, несмотря на большие запасы нефти и газа в стране. Например, крупная американская нефтяная компания была односторонне исключена из сахалинского проекта и лишилась 3,4 миллиарда долларов.
Российские добывающие компании сегодня гораздо менее зависят от зарубежных партнеров, чем в девяностые годы. Вернуться могут только небольшие сервисные фирмы, если учитывать размер нефтяного сектора, однако им придется соблюдать новые условия по обеспечению российского участия и инвестиций, отмечает Уифер.
По данным Киевской школы экономики, 2 329 иностранных компаний по-прежнему ведут бизнес в России. Большинство из них — из Китая и государств, не являющихся союзниками Украины. При этом 1 344 собираются уйти, а 494 полностью свернули деятельность. По подсчетам экспертов из Йельской школы менеджмента, примерно два десятка американских компаний продолжают действовать в РФ, еще около сотни ограничили свою активность, прекратив инвестиции.
Санкции США считаются самыми жесткими, поскольку ограничивают доступ к финансовой системе страны. В то же время, Евросоюз продолжает вводить новые санкции против России. Даже если ограничения США будут сняты, европейские санкции станут серьезной проблемой для любой компании, ведущей бизнес в Европе.
ФинФакс.ру не предоставляет банковские услуги и не участвует в выдаче кредитов или займов. Весь контент сайта не является финансовыми рекомендацией, инвестиционными советами или офертой.
Вся информация носит ознакомительный характер.
При использовании материалов гиперссылка на finfax.ru обязательна.
© 2025 finfax.ru
Честный сервис подбора и сравнения финансовых услуг.
... loading ...
Комментарии