Комиссия по делам Европы Сейма получила от Министерства климата и энергетики документ "Путеводитель по окончанию импорта энергии из России".
Министерство Каспарса Мелниса ("Новое Единство") подчеркнуло, что "на уровне ЕС запрещен импорт нефтепродуктов из России, однако импорт электроэнергии и природного газа в настоящее время остается на усмотрение отдельных государств ЕС".
Такой подход придерживаются как Латвия, так и другие балтийские страны, что отражено в обновленном законодательстве.
Объем средств, не поступивших России из-за прекращения импорта, можно приблизительно подсчитать на основе данных 2021 года — тогда доходы российского бюджета от поставок различных энергоносителей в Латвию оценивались в 1,06 миллиарда евро, из которых газ составлял 488,6 миллиона евро.
Тем не менее, стоит напомнить о резкой двузначной инфляции в 2022 году, которая во многом была вызвана переходом на новые, более дорогие альтернативные источники энергии. Это привело к значительным расходам, напоминающим выражение "назло бабушке отморожу уши".
Согласно диаграмме, представленной ведомством Мелниса, в 2021 году потребление газа в Латвии состояло из 90,27% российского топлива. Уже в 2022 году доля российского газа снизилась до 20,36%, а 77,93% пришлись на газ из Литвы.
Далее наблюдалось "соревнование" среди поставщиков: в 2023 году Литва покрывала 77,07% объема, остальное поступало из Финляндии через Эстонию. В 2024 году доля Литвы составила 60,21%, а в 2025 году газ поступает только из Литвы.
Стоит отметить, что ни Литва, ни Финляндия не располагают значительными месторождениями природного газа: обе страны реэкспортируют топливо через свои терминалы сжиженного газа. Судно Independence, построенное для Клайпеды в Южной Корее, по сути является заводом по регазификации СПГ.
Литва приобрела судно: изначально было выплачено 101 миллион евро, затем — по 61,446 миллиона евро ежегодно. После 10 лет эксплуатации терминал был выкуплен у норвежской Hoegh LNG за 153,5 миллиона долларов. В декабре 2024 года судно было официально внесено в литовский судовой регистр под национальным флагом. Такой шаг был охарактеризован как достижение "энергетической независимости".
Интересно, что непосредственно перед началом конфликта на Украине одной из стран-поставщиков СПГ на литовский терминал все еще оставалась Россия.
Похожая динамика наблюдается в электрогенерации: в 2021 году балтийские государства приобретали в России и Беларуси 30,64% электроэнергии, для Латвии эта статья составила 60,4 миллиона евро. С мая 2022 года — ни одного киловатта.
Цены на АЗС в Латвии значительно не изменились, однако происхождение дизельного топлива претерпело сдвиг: сейчас 9,92% дизеля поступает из США, а больше — из Дании (14,24%). Тем не менее, основная доля топлива продолжает поступать с соседнего Мажейкяйского НПЗ.
С учетом логистических расходов и разницы в стоимости труда между США и Россией возникают вопросы экономической целесообразности поставок из-за океана. В 2021 году из России поступало 10,22% дизеля — почти столько же, сколько теперь заменяет импорт из США.
Возможно, США поставляют дизель в Латвию себе в убыток, чтобы вытеснить конкурентов из других стран НАТО: с 2024 года поставки из альтернативных стран отсутствуют.
Стоит отметить, что российский дизель держался на латвийском рынке дольше других энергоносителей.
Особого упоминания заслуживает ситуация с попутным нефтяным газом (ПНГ) — смесью газов, выделяющихся при добыче и перегонке нефти, которые используются для получения химической продукции и производства пластмасс.
Жители столичных районов Мангали и Вецмилгравис хорошо знакомы с этим сырьем из-за близости терминалов, перегружающих ПНГ. В 2021 году Латвия заплатила России 452,9 миллиона евро за этот вид топлива (87,94% импорта). В 2022 году, уже в условиях конфликта, доля упала до 23,78%, затем в 2023 году — до 13,19%, а в 2024 — снова выросла до 23,29%. В 2025 году поставки прекратились полностью.
На данный момент основным поставщиком ПНГ стала Литва, чья доля составляет 85,47%, еще 10,48% приходится на Казахстан. Однако, как газ попадает к литовцам — неясно, поскольку Латвия не имеет собственной перерабатывающей промышленности, и весь ресурс просто переправляется дальше на Запад или в третьи страны.
В завершающем слайде Министерство климата и энергетики продемонстрировало фото покрытых лесом утесов Гауйского национального парка с подписью: "Мы вместе создаем завтрашний день Латвии!".
ФинФакс.ру не предоставляет банковские услуги и не участвует в выдаче кредитов или займов. Весь контент сайта не является финансовыми рекомендацией, инвестиционными советами или офертой.
Вся информация носит ознакомительный характер.
При использовании материалов гиперссылка на finfax.ru обязательна.
© 2025 finfax.ru
Честный сервис подбора и сравнения финансовых услуг.
... loading ...
Комментарии