В прошлом месяце один американский инвестор презентовал ведущим немецким экономическим чиновникам смелый план по выкупу российского подводного трубопровода. Несмотря на длительные международные споры, он предложил запустить магистраль и возобновить поставки природного газа в Германию.
Инвестор Стивен Линч уже представлял свою инициативу администрации Трампа, рассчитывая, что та проявит интерес к контролю над ключевым элементом европейской энергетической инфраструктуры. Теперь немецкие чиновники захотели услышать предложение Линча о “Северном потоке — 2”, проложенном по дну Балтийского моря, напрямую.
По словам Линча, во время встречи в Берлине 6 мая представители министерства экономики Германии (где, как он утверждает, он проводил брифинг) проявили скепсис и интересовались, каким образом он собирается убедить их дать разрешение на прокачку российского газа по трубопроводу, поврежденному в результате диверсии в 2022 году. Линч ответил, что его задача — не убеждать сейчас, ведь он уверен: со временем немцы сами признают преимущества возвращения к дешевому российскому газу. Немецкая газета Die Zeit подтверждала проведение встречи Линча с чиновниками министерства.
На фоне резких геополитических изменений последних месяцев — этому способствовало решение президента Трампа восстановить контакты с российским президентом Владимиром Путиным — будущее энергообеспечения Европы становится все более напряженным и уязвимым. Континент стремится выработать независимую стратегию в сфере энергетики.
Власти в Берлине и Брюсселе в последние недели активно работают над тем, чтобы полностью исключить возможность возвращения импорта российского газа. После российской спецоперации они решительно стремятся порвать с прежней моделью, при которой зависимость Европы от российских энергоносителей давала Кремлю мощный рычаг влияния. Пресс-секретарь нового канцлера Германии сообщил, что на встрече в Белом доме в четверг Фридрих Мерц намерен подчеркнуть принципиальное несогласие с возобновлением “Северного потока — 2”, если этот вопрос будет подниматься.
Когда Россия только начинала стягивать войска к границе с Украиной, президент Джозеф Байден обещал, что если Москва начнет спецоперацию, «Северного потока-2» больше не будет, — и ввел санкции против российской государственной компании, которой он принадлежал, а Германия отказалась запускать новый трубопровод. После начала военных действий европейские компании и правительства резко сократили зависимость от российского газа, стремясь наказать Москву экономически, хотя эти меры дорого обошлись и самим европейцам.
Сейчас европейские чиновники опасаются, что компании и политики снова могут поддаться соблазну дешевой российской энергии — особенно если боевые действия в Украине прекратятся и Москва усилит контакты с Вашингтоном.
На прошлой неделе Мерц заявил, что Германия сделает “все возможное”, чтобы не допустить перезапуска “Северного потока — 2”. В прошлом месяце Европейский союз сообщил, что обсуждает санкции, чтобы “отбить интерес у любых потенциальных инвесторов” в проект.
«Европа ощущает, что Трамп все еще старается найти компромисс с Путиным,— считает энергетический аналитик Евразийского центра Карнеги* в России Сергей Вакуленко. — И всеми силами показывает, что не готова к такому сценарию».
Европейские попытки предотвратить возвращение “Северного потока — 2” усиливаются на фоне того, что некоторые представители США и России предлагают вместо конкуренции объединить усилия для продажи энергоносителей в Европу. Действия инвесторов с высокими связями — таких, как Линч, — которые рассчитывают получить выгоду от потепления отношений между Вашингтоном и Москвой, придают процессу дополнительную срочность.
Линч утверждает, что передача “Северного потока — 2” в американскую собственность даст Западу прямой контроль за экспортом, а Европе позволит сотрудничать без российских компаний и лиц, находящихся под санкциями. “Когда Европа поймет, что ей снова нужен российский газ — а это неизбежно, — мы будем готовы”, — заявил он в интервью из Лондона.
Стивен Линч провел два десятилетия в Москве, сейчас проживает в Майами и называет своей специализацией “дерусификацию” российских активов. В 2022 году министерство финансов США разрешило ему купить швейцарский филиал подсанкционного “Сбербанка”. В 2007 году его критиковали за скупку активов российской нефтяной компании, чьи владельцы были в опале у Кремля.
В прошлом году он безуспешно пытался добиться в администрации Байдена разрешения на переговоры по “Северному потоку — 2”. После инаугурации Трампа он возобновил работу — подал новую лицензионную заявку в Минфин США в феврале, по информации источника, знакомого с инициативой. Федеральная избирательная комиссия отмечает, что с прошлого года Линч пожертвовал более 700 тысяч долларов на кампанию Трампа и проекты Республиканской партии. По его словам, он объясняет американским чиновникам, что “Северный поток — 2” может стать геополитическим инструментом сближения России и Запада.
«Газ не начнет поступать, пока не наступит мир на Украине», — подчеркивает Линч.
Трубопровод стоимостью 11 млрд долларов принадлежит российскому энергетическому концерну “Газпром” и был построен при финансовом участии крупнейших европейских энергетических компаний. Сейчас магистраль проходит процедуру реструктуризации долга в швейцарском суде. Линч рассчитывает, что, получив лицензию на переговоры, сможет привлечь других инвесторов и выкупить актив с существенной скидкой. Средства, предназначенные для России, по его словам, будут размещены в доверительном управлении до окончания конфликта.
В Вашингтоне ряд республиканцев, включая сенатора Линдси Грэма, выступают за ужесточение санкций против российского энергетического сектора. Некоторые члены администрации Трампа, наоборот, заинтересованы в энергетических соглашениях с Москвой, однако их позиция по инициативе Линча пока неясна.
В апреле, по данным двух источников, американские чиновники обсуждали возможные параметры урегулирования по Украине, включая перспективу восстановления энергетического сотрудничества с Россией. Путин намекал на такой вариант в январе, заявив после инаугурации Трампа, что Москва и Вашингтон могли бы договориться о поддержке “разумных” цен на энергоносители. В марте он добавил, что в случае энергетических договоренностей США и России, “газовая труба” для Европы может быть обеспечена.
Глава российского суверенного фонда Кирилл Дмитриев обсуждал возможности сотрудничества с американскими компаниями и перспективы расширения поставок российского газа с представителем Белого дома Стивом Уиткоффом, по сообщениям бывших чиновников в Москве и Вашингтоне.
Взрывы в 2022 году повредили обе ветки “Северного потока — 1” из России в Германию и одну из двух ниток “Северного потока — 2”. Перед запуском требуется также новый сертификат безопасности, который выдает Германия.
Европейская комиссия отказалась комментировать, воспрепятствуют ли новые санкции возможным американским инвесторам приобретать эти трубопроводы и покупать топливо у России.
Чиновников и аналитиков Европы смущает двойственная позиция администрации Трампа: открытие “Северного потока — 2” может снизить спрос на дорогой американский СПГ.
Тем не менее, некоторые эксперты считают, что идея Линча может заинтересовать Трампа, если он представит снижение спроса на американский газ в Европе как шаг к сдерживанию цен на энергоносители в США. Вакуленко из Центра Карнеги* считает сделку по “Северному потоку — 2” реалистичной, с серьезными геополитическими плюсами для Вашингтона и "значительной выгодой" для немецкой промышленности. Однако он предупреждает, что такие договоренности реализуются за спиной Европы и Украины, и это будет им невыгодно.
До событий на Украине Германия была крупнейшим покупателем российского газа, однако теперь ее импорт упал до нуля. При этом среди однопартийцев Мерца (ХДС), не говоря о пророссийских радикалах, есть сторонники иной политики.
«Себестоимость энергии в Германии слишком высока», — заявил губернатор Саксонии Михаэль Кречмер в интервью Die Zeit 25 мая, призвав пересмотреть отношение к "Северному потоку". Ранее Германия получала от России более половины газа. Кречмер отмечает, что поддерживать экономику можно без повторной зависимости от России, если закупать меньшие объемы.
Европейский союз многие годы старался уйти от российской энергетической зависимости, в том числе за счет расширения импорта СПГ из США. По данным ЕС, доля российского газа в импорте снизилась с 40% в 2021 году до 11% в 2024 году.
В мае ЕС представил “дорожную карту” по дальнейшему ограничению импорта российского топлива: речь идет о запрете новых контрактов с Россией и поэтапном прекращении действующих, чтобы полностью прекратить импорт к 2027 году.
Американские энергетические корпорации внимательно следят за ситуацией. Как сообщил директор по юридическим и политическим вопросам EQT Уилл Джордан, будущее российских газопроводов остается “неясным фактором” для энерготорговли США и Европы. По его словам, интерес Европы к альтернативным источникам газа сохранится, поскольку украинский конфликт показал опасность энергетической зависимости.
«Мы увидели, что бывает, когда энергетика становится инструментом шантажа», — заключил он.
Статья подготовлена при участии Джима Танкерсли, Стивена Эрлангера, Татьяны Фирсовой (Берлин), Адама Энтуса (Вашингтон), Стэнли Рида (Лондон), Ребекки Эллиотт и Дэвида Геллеса (Нью-Йорк).
ФинФакс.ру не предоставляет банковские услуги и не участвует в выдаче кредитов или займов. Весь контент сайта не является финансовыми рекомендацией, инвестиционными советами или офертой.
Вся информация носит ознакомительный характер.
При использовании материалов гиперссылка на finfax.ru обязательна.
© 2025 finfax.ru
Честный сервис подбора и сравнения финансовых услуг.
... loading ...
Комментарии