После очередных резких выпадов Дональда Трампа в адрес Федеральной резервной системы и на фоне растущей геополитической нервозности в Европе снова поднялась тема возвращения национальных золотых запасов на родину. Экономисты уверены: чем менее предсказуем мировой порядок, тем громче звучат вопросы о том, где именно должны лежать слитки, служащие последней линией финансовой обороны.
По данным Всемирного совета по золоту, Германия и Италия занимают второе и третье места в мире по объему резервов после США — 3 352 и 2 452 тонн соответственно. Более трети этих запасов хранится в хранилищах Федерального резервного банка Нью-Йорка на Манхэттене. Financial Times подсчитала, что рыночная стоимость такого «золотого депозита» двух стран превышает 245 млрд долларов, что сопоставимо с годовыми бюджетами средней европейской экономики.
Традиция держать металл за океаном сложилась в послевоенную эпоху, когда Нью-Йорк и Лондон были главными мировыми площадками торговли. Однако сейчас непредсказуемость Белого дома, попытки политического давления на ФРС и усиление конфликтов на границах ЕС подталкивают политиков к пересмотру логистики резервов.
Фабио де Маси (Fabio De Masi), бывший депутат Европарламента от «Линке», ныне представляющий движение BSW, напомнил в интервью FT, что в «беспокойные времена» у европейцев «есть веские основания» вернуть часть золота на континент, где «физический контроль будет абсолютным».
В Германии идея репатриации поддерживается через партийные барьеры. Бывший депутат баварского ХСС Петер Гаувайлер (Peter Gauweiler) заявил, что Бундесбанк «не должен выбирать путь наименьшего сопротивления» в вопросе безопасности. «Нужно честно спросить, стало ли хранение золота за рубежом безопаснее за прошедшее десятилетие. Мир очевидно менее предсказуем», — отметил он.
Европейская ассоциация налогоплательщиков уже направила письма в Минфины и центробанки Берлина и Рима, рекомендуя снизить зависимость от ФРС. «Нас тревожит политическое вмешательство в работу американского регулятора. Лучший способ защитить актив — держать его дома и иметь полный контроль», — сказал глава организации Михаэль Ягер.
Опрос более 70 центробанков, проведенный на прошлой неделе, показал: все больше регуляторов задумываются о хранении металла внутри страны, опасаясь, что в случае системного кризиса доступ к активу может быть ограничен.
Дебаты о рисках внешнего хранения идут не первый год. До 1971-го доллар по Бреттон-вудской системе конвертировался в золото, а размещение слитков в Нью-Йорке считалось страховкой от возможного конфликта с СССР. Уже в середине 1960-х Париж забрал большую долю своих резервов после того, как Шарль де Голль усомнился в устойчивости системы. Этот шаг до сих пор служит прецедентом для сторонников репатриации.
В Германии кампания «Верните наше золото», начавшаяся в 2010-м, вынудила Бундесбанк изменить политику. В 2013 году регулятор решил держать половину слитков дома и перевез 674 т из Парижа и Нью-Йорка во Франкфурт. Операция обошлась в 7 млн евро, ныне в подвалах ФРС остается 37 % немецкого резерва.
«Когда мы начинали, нас записывали в конспирологи», — вспоминает инициатор кампании Петер Берингер (Peter Boehringer), нынешний депутат «Альтернативы для Германии». По его словам, суть претензий не в конкретной администрации США, а в том, что «золото — последний резерв центробанков и должно находиться там, где внешние риски сведены к нулю».
В Италии вопрос тоже периодически всплывает. В 2019-м «Братья Италии» Джордии Мелони, находясь в оппозиции, настаивали на репатриации. Заняв кресло премьера в 2022-м, Мелони почти перестала поднимать тему, пытаясь сохранить рабочие отношения с Вашингтоном и не спровоцировать торговые трения.
Депутат «Братьев Италии» Фабио Рампелли (Fabio Rampelli) теперь уверяет, что «географическое положение» золота имеет «относительное значение», раз актив находится у «исторического друга и союзника». Схожую позицию озвучил немецкий управляющий активами Берт Флоссбах (Bert Flossbach), сооснователь Flossbach von Storch: «Перевозка слитков сейчас, вероятно, стала бы сигналом, что отношения с США ухудшаются».
Бундесбанк в комментарии FT подчеркнул, что «регулярно пересматривает места хранения» согласно критериям 2013 года, учитывающим безопасность и ликвидность, «чтобы при необходимости можно было быстро продать металл или обменять его на валюту». «У нас нет сомнений в надежности ФРС Нью-Йорка», — отметили в банке.
Банк Италии, канцелярия Мелони и Минфин Германии от дальнейших комментариев воздержались. Тем временем итальянский обозреватель Энрико Граццини (Enrico Grazzini) на страницах Il Fatto Quotidiano предупредил: «Держать 43 % золотого запаса Италии в США при столь непредсказуемой администрации рискованно для национальных интересов».
ФинФакс.ру не предоставляет банковские услуги и не участвует в выдаче кредитов или займов. Весь контент сайта не является финансовыми рекомендацией, инвестиционными советами или офертой.
Вся информация носит ознакомительный характер.
При использовании материалов гиперссылка на finfax.ru обязательна.
© 2025 finfax.ru
Честный сервис подбора и сравнения финансовых услуг.
... loading ...
Комментарии