Еврокомиссия (ЕК) намерена запретить импорт российского трубопроводного и сжиженного природного газа (СПГ) по действующим контрактам к концу 2027 года. Как сообщает Bloomberg, от идеи прямых санкций в газовой отрасли было решено отказаться, так как для их введения необходим консенсус всех членов ЕС, а против выступают Венгрия и Словакия. Сейчас рассматривается вариант установления нулевой импортной квоты, для чего достаточно простого большинства. Ожидается, что ЕК представит свой план 17 июня.
Введение нулевой квоты предполагается, чтобы освободить европейские компании от выплат неустоек из-за форс-мажора. Однако у юридического сообщества на этот счет иное мнение. В большинстве долгосрочных газовых контрактов действительно имеются положения о форс-мажоре, включая государственные запреты, но вопрос не так однозначен, отмечает Венера Шайдуллина, директор исследовательского центра "Аналитика. Бизнес. Право". Российские поставщики, скорее всего, будут оспаривать односторонние расторжения в международных арбитражах, аргументируя тем, что сами компании или правительства ЕС инициировали кризис, что не может считаться истинным форс-мажором. "Международные арбитражи, которые обычно рассматривают подобные споры, часто опираются на принцип pacta sunt servanda ("договоры должны соблюдаться"). Поэтому у истцов хорошие шансы," — уточняет юрист.
С другой стороны, в условиях ухудшения международной обстановки институт форс-мажора уже не раз демонстрировал свою эффективность. Например, в проекте "Арктик СПГ – 2" французские, китайские и японские партнеры "Новатэка" вышли из консорциума после введения санкций. Таким образом, прецедент имеется, напоминает Павел Марышев, член экспертного совета при Российском газовом обществе.
Отказ ЕС от поставок российского газа, по утверждению в Брюсселе, не несет рисков для Евросоюза. США также не раз заявляли о готовности увеличить экспорт СПГ в Европу, кроме того, имеются Катар и Норвегия. Однако аналитики отмечают, что рассчитывать на быструю диверсификацию поставок на фоне необходимости замещения почти пятой части европейского потребления газа (около 20%), поставлявшейся из России, крайне опрометчиво. "Американские обещания направить большие объемы дешевого СПГ пока не реализованы, дополнительные катарские мощности еще не введены (к тому же за катарский газ идет борьба на других рынках). Норвегия увеличивает инвестиции в геологоразведку и добычу, но новых масштабных инфраструктурных проектов, необходимых для расширения экспорта, нет", — говорит Марышев.
Импорт российского СПГ в ЕС составляет порядка 20%. "Даже несмотря на рост доли возобновляемых источников энергии, спрос на российский газ в Европе остается высоким. Американский, катарский и другой СПГ обходятся дороже и в основном идет в Азию," — поясняет Наталья Мильчакова, ведущий аналитик Freedom Finance Global.
Хотя страны ЕС и диверсифицировали свои поставки, полный отказ от российского газа в краткосрочной перспективе создает угрозы для энергетической безопасности. Для Западной Европы логистика более удобна благодаря близости портовой инфраструктуры, а вот в Центральной и Восточной Европе ситуация значительно сложнее. "Не все трубопроводные сети позволяют оперативно перейти на прокачку газа из портовых терминалов. К тому же СПГ обходится дороже, снижая конкурентоспособность традиционных европейских компаний и увеличивая затраты для потребителей," — отмечает Антон Прокудин, главный макроэкономист УК "Ингосстрах-Инвестиции".
Еще одна проблема — сжиженный газ технологически сложнее трубопроводного: его необходимо подготовить, сжать, транспортировать на танкерах и регазифицировать на принимающей стороне. Во многих странах ЕС нет развитой инфраструктуры для приема СПГ, а, например, Венгрия и Словакия не имеют выхода к морю, что резко ограничивает их возможности импорта. Эти государства, по-прежнему, зависят от трубопроводных поставок через "Турецкий поток", подчеркивает Мильчакова.
В то время как Еврокомиссия только готовит новый план, Франция и Бельгия уже выразили несогласие. По информации Politico, два крупнейших покупателей российского СПГ в Европе не поддерживают инициативу Брюсселя. Представители французского и бельгийского правительств заявили, что им требуется "дополнительная информация о последствиях этого шага". Среди ожидаемых последствий — усиление инфляции и ускорение деиндустриализации: энергоемкие предприятия продолжат переносить свои производства в страны с более дешевыми энергоресурсами.
ФинФакс.ру не предоставляет банковские услуги и не участвует в выдаче кредитов или займов. Весь контент сайта не является финансовыми рекомендацией, инвестиционными советами или офертой.
Вся информация носит ознакомительный характер.
При использовании материалов гиперссылка на finfax.ru обязательна.
© 2025 finfax.ru
Честный сервис подбора и сравнения финансовых услуг.
... loading ...
Комментарии