Мода на технопарки, как известно, пошла от университетов. Первый такой объект открылся в 1951 году при Стэнфордском университете и стал отправной точкой для формирования знаменитой Кремниевой долины. Еще один показательный пример — "Исследовательский треугольник" в Северной Каролине, объединяющий сразу три университета. Наилучшие подобные проекты достигают высокой степени кооперации: коллективно участвуют в создании стартапов, совместно используют производственные и исследовательские мощности (шеринг). Именно эта функция технопарков заслуживает особого внимания.
Подобная организация позволяет обеспечить максимальную загрузку даже самым специфическим станкам, контрольно-измерительным приборам и научным стендам. С начала 1980-х годов практика коллективного использования оборудования распространилась по Европе, а в 1990-м первый советский технопарк со службой коллективного пользования открылся в Томске.
Общая идея всех подобных инфраструктурных площадок — содействие инновациям. Это полностью соответствует концепции "Университет 3.0", предполагающей выход за пределы образования и традиционной науки в сферу технологического предпринимательства. Однако университетские технопарки настолько увлеклись развитием стартапов, что образовательная составляющая иногда оказывалась на втором плане, хотя именно она по-прежнему остается ключевой.
Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II выбрал иной подход. Здесь был сделан акцент на создании технологических площадок, где студенты могут закрепить знания на практике. Срабатывает закон диалектики: накопление количественных изменений вызывает качественные сдвиги. Новаторы и изобретатели появляются в среде, созданной для глубокого инженерного образования, что в итоге способствует взлету индивидуальных талантов.
Современная промышленность нуждается в массовом притоке молодых инженеров с крепкой теоретической подготовкой и развитыми практическими навыками. Подготовка таких специалистов — задача не менее важная, чем запуск стартапов, особенно с учетом недостатков массового инженерного образования, затрудняющих поиск талантливых кадров.
Старейший технический вуз России начал свое развитие с примерного рудника для практической подготовки горных инженеров. Теперь же он вкладывает внебюджетные средства в оснащение собственных технологических площадок: "Кавголово", "Кузьмолово", "Саблино" в Ленинградской области, "Солнечное" в Петербурге и геологического полигона в Крыму. Эти инфраструктуры предназначены для формирования у студентов реальных компетенций в нефтегазовой, геологической, энергетической и других инженерно-технических сферах.
К примеру, на площадке "Саблино" университет первым среди российских вузов получил лицензию на недропользование в рамках учебно-научного полигона. Согласование процедуры заняло два года, в результате вуз получил право бурить скважины для образовательных целей, а не только для добычи полезных ископаемых.
Развитие площадки идет очень быстро. Только за этот год было приобретено четыре современные колонковые установки, включая оборудование для получения керна в условиях Антарктики, и еще две установки для нефтяного бурения, одна из которых входит в число самых грузоподъемных в России. Всего сейчас в "Саблино" насчитывается более 30 современных буровых и вспомогательных агрегатов — это установки для ремонта скважин, циркуляционные системы, насосные и смесительные станции. Профессиональное сообщество отмечает, что совокупность таких площадок и взаимодействие с академическими компаниями-партнерами не имеют аналогов ни в России, ни в мире.
Площадка "Саблино" по масштабам уже выходит за рамки университетского проекта. Сейчас она развивается как будущий федеральный технологический центр, куда могут попасть не только студенты Горного университета, но и представители других отраслевых вузов страны и зарубежья. Формат шеринга здесь реализуется для повышения качества инженерного образования.
Формат сетевой технологической площадки соответствует целям Горного университета по участию в федеральном пилотном проекте по реформированию высших учебных заведений. Уже третий набор первокурсников начинает обучение по новой экспериментальной модели.
В мае этого года впервые прошло заседание общественно-методического совета "Инженерное образование" при университете, в который вошли промышленные предприятия-партнеры вуза, сменив свой статус с индустриальных на академические. Это означает более тесное сотрудничество: теперь партнеры разрабатывают планы производственной практики для каждого студента, участвуют в работе кафедры практических навыков и делятся экспертизой.
Совет признал развитие технологических площадок одним из приоритетных направлений совместной деятельности, в том числе посредством оснащения совместными усилиями. К процессу уже присоединились ведущие компании, такие как "Роснефть". Для предприятий интерес заключается в том, что их оборудование в первую очередь ориентировано на производственные, а не образовательные задачи — особенно с учетом работы со студенческими группами.
Поскольку вуз реализует федеральный пилотный проект, "Саблино" рассматривается как прототип для тиражирования во всей системе вузов. По аналогии с этой моделью, государство совместно с промышленными компаниями может создавать новые площадки на базе наиболее успешных университетов в таких сферах, где постоянная занятость инфраструктуры гарантирует высокий коэффициент полезного действия. Синергетический эффект подобных инициатив очевиден.
Дефицит инженерных кадров в России сегодня беспокоит всех участников рынка труда. Между компаниями идет серьезная конкуренция за специалистов с крепкой теоретической подготовкой и навыками реальной работы. Совет академических партнеров Горного университета — это пример не просто согласия между работодателями, а создания условий, при которых предприятие может, начиная со студенческой практики, выбрать и подготовить необходимых специалистов без конфликтов с коллегами. Как отмечает лидер Китая Си Цзиньпин, эффективная модель — это не игра с нулевой суммой, а совместная работа на общий результат.
Студент, проходя обучение на сетевой технологической площадке, осваивает рабочие профессии и получает новые компетенции. На этапе производственной практики он становится ценнее для работодателей по сравнению с прежними выпускниками, не имевшими доступа к реальному производству. Особенно если еще в стенах университета будущий специалист прошел инструктаж и допуски к работе.
Эффективная модель сотрудничества с промышленными компаниями и другими вузами позволяет интегрировать в образовательный процесс и научные исследования. В этом случае инновации не вытесняют образование, а дополняют его.
В "Саблино" активно ведется инновационная работа: студенты старших курсов и аспиранты проводят на полигоне полевые испытания своих решений. Крупные компании уже оценили преимущества размещения заказов на НИОКР в вузах с современной приборной базой. В результате ученые получают возможность довести разработки до опытных образцов и провести полноценно их испытания, что значительно упрощает поиск инвесторов и увеличивает шансы внедрения инновационных технологий.
ФинФакс.ру не предоставляет банковские услуги и не участвует в выдаче кредитов или займов. Весь контент сайта не является финансовыми рекомендацией, инвестиционными советами или офертой.
Вся информация носит ознакомительный характер.
При использовании материалов гиперссылка на finfax.ru обязательна.
© 2025 finfax.ru
Честный сервис подбора и сравнения финансовых услуг.
... loading ...
Комментарии