Пожалуй, никого не удивляет, что текущая ситуация на нефтяном рынке для Кремля далеко не идеальна. Цены на североморскую нефть Brent удерживаются около 60 долларов за баррель, а перспективы для России остаются мрачными. Министерство финансов Российской Федерации впервые признало сложности с формированием бюджета, существенно увеличив предполагаемый дефицит с 2,6 триллионов рублей до 3,8 триллионов.
То есть ликвидная часть Фонда национального благосостояния (около 3,3 триллионов рублей) будет израсходована уже в этом году. И это еще не предел, так как цены на нефть продолжают снижаться. Министерство финансов РФ подает данные о дефиците осторожно, поэтому итоговый дефицит может легко превысить шесть триллионов рублей.
Снижение цен вызвано сразу несколькими факторами. Прежде всего — неопределенностью на мировых рынках из-за неясных экономических перспектив. В основном в этом виноват Дональд Трамп и его заявления о введении пошлин в отношении ряда стран, однако проблема не ограничивается им. Текущая напряженность между Индией и Пакистаном также не способствует стабилизации, вызывая опасения, что спрос на нефть снизится. Объявленная Трампом политика "drill, baby, drill" усугубляет ожидания увеличения предложения на рынке. Цель Трампа — снижение цен на энергоносители, что входило в его предвыборную программу.
Сомнительные высказывания
Наибольшее влияние на текущие котировки оказало решение ОПЕК+ повысить добычу нефти. Главным инициатором стал Саудовская Аравия, недовольная тем, что некоторые участники соглашения не выполняли обязательства по сокращению добычи, особенно Казахстан и Ирак, хотя не только они. Кроме того, государства, не входящие в картель, например, Бразилия, США, Канада и Аргентина, воспользовались ситуацией, когда ОПЕК+ снижал показатели, чтобы увеличить свои продажи. В результате члены картеля теряли позиции, уступая не участникам или «обманщикам» из своих же рядов.
Роль России в этом процессе оставалась неоднозначной, и вначале появлялись сообщения о недовольстве Саудовской Аравии действиями российского правительства, особенно из-за недостаточного контроля «теневого флота». Добычу увеличивают, поскольку издержки на производство нефти в Саудовской Аравии намного ниже, чем в других странах, и при низких ценах проект остается прибыльным. В других же государствах стоимость добычи гораздо выше. О цене безубыточности не распространяются открыто, но по приблизительным оценкам она составляет 2,8 доллара за баррель в Саудовской Аравии и около 60 долларов в США при солдатской добыче.
В России необходимо различать низкие затраты на старых месторождениях (около 20 долларов за баррель) и высокие – на новых (примерно 40 долларов). При этом эти данные исходят из официальных заявлений российских властей, включая президента Владимира Путина, а поэтому вызывают сомнения. С развитием технологий цена безубыточности постепенно снижается. Однако история показывает и противоположное. Так, низкие цены на нефть сохранялись во всех 1980-х и большей части 1990-х. Не стоит забывать и том, что влияние картеля с 1970-х заметно ослабло, ограничив его возможности влиять на цену.
Новые проблемы на горизонте
Пока российский бюджет справляется с текущей стратегией, но при длительном падении цен возникнут новые вызовы. До четверти всех доходов формируется за счет нефтяных и газовых поступлений. Однако такое утверждение больше бухгалтерский прием, чем отражение реальных процессов. Цены на газ тесно связаны с нефтью, а часть промышленности связана с химической отраслью. Это означает, что обвал цен способен повлечь гораздо более серьезные последствия, чем предполагает Минфин России.
Кроме того, действует правило, что чем ниже стоимость нефти, тем большую скидку России приходится делать. Если покупатель находит более дешевый товар у другого поставщика, зачем приобретать нефть «токсичной» России? Сейчас скидка на Urals по сравнению с североморской нефтью стабильно держится около 15 долларов за баррель. Российский бюджет заложил цену смеси Urals и более качественной ESPO (в соотношении 77 к 28) на уровне 70 долларов за баррель. В реальности же стоимость российской нефти не превышает 50 долларов за баррель, что создает значительный разрыв. Кстати, министр финансов Антон Силуанов уже заявлял, что россиянам придется привыкать к более скромному уровню жизни.
Кроме цен и объемов нефти на бюджет оказывает влияние и укрепление российского рубля в последние годы. Сейчас за доллар дают 82 рубля, что значительно ниже планируемых 96,5 рублей. Проще говоря, Россия получает меньше долларов, а затем и меньше рублей за эти валютные поступления.
Менее заметны показатели российских компаний. Налоговая база российских нефтяных фирм основывается на базовой стоимости нефти, которая достаточно стабильно меняется вне зависимости от рыночных цен. Прибыль «Лукойла» резко снизилась, а «Роснефть», главный «политический» игрок, ушла в убыток. Таким образом, госбюджет — лишь часть общей картины. Крупные нефтяные компании, особенно государственные, могут накапливать скрытые дефициты, способные вызвать проблемы в будущем.
ФинФакс.ру не предоставляет банковские услуги и не участвует в выдаче кредитов или займов. Весь контент сайта не является финансовыми рекомендацией, инвестиционными советами или офертой.
Вся информация носит ознакомительный характер.
При использовании материалов гиперссылка на finfax.ru обязательна.
© 2025 finfax.ru
Честный сервис подбора и сравнения финансовых услуг.
... loading ...
Комментарии