Согласно инициативам, обсуждаемым в комитетах Госдумы (в частности, в комитете по экономической политике), для защиты отечественных автопроизводителей планируется дополнительное увеличение ввозных пошлин и утилизационного сбора на автомобили китайских марок. Как сообщают источники «Коммерсантъ» и «РБК», это реакция на продолжающийся спад продаж российских марок (Lada, Moskvich) и доминирование китайских брендов, доля которых на рынке РФ превысила 80%.
Ключевой контраргумент, озвученный Ассоциацией Российских Автодилеров (РОАД) в письме в Минпромторг (копия есть у Forbes), заключается в критическом уровне фискальной нагрузки:
«Уже сегодня 65% стоимости нового китайского автомобиля в России формируют таможенные пошлины, утильсбор, НДС, акцизы, транспортный налог и торговая наценка дилеров. Дальнейший рост нагрузки сделает новые машины недоступными для среднего класса».
Анализ последствий:
Риск роста серого импорта: По данным Аналитического центра при Правительстве РФ, повышение пошлин может спровоцировать взрывной рост ввоза автомобилей через параллельный импорт без гарантий и с риском для потребителей.
Удар по покупателям: Эксперты «Автостата» подсчитали, что увеличение пошлин на 5-10% добавит 150-400 тыс. рублей к цене популярных моделей (Chery, Haval, Geely), отрезав от рынка миллионы потенциальных покупателей.
Сомнительная эффективность для автопрома: Глава Центра развития НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова в комментарии «Ведомостям» отметила: «Повышение пошлин не решит структурных проблем: низкой локализации, дефицита комплектующих и технологий. Нужны инвестиции в производство, а не изоляция».
Реакция Китая: Как указывает Bloomberg, новые меры могут спровоцировать ответные шаги Пекина против российского экспорта сырья и оборудования.
Позиция автопрома: Глава Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олег Мосеев публично заявил (ТАСС), что вместо «удушения» импорта нужны:
Субсидии на покупку всех новых машин (включая российские),
Снижение ставок по автокредитам до 5-7%,
Ускорение программ локализации китайских брендов на территории РФ.
Вывод: Инициатива Госдумы рискует усугубить кризис доступности автомобилей, не решив проблему конкурентоспособности отечественных производителей. Потребитель вновь становится заложником протекционистской политики с неочевидными результатами для отрасли.
Если вас интересуют автомобильные новости, мы рекомендуем обратить внимание на подборку автокредитов от экспертов ФинФакс.ру.
Предложение актуально на 15 октября 2025 года.
ФинФакс.ру не предоставляет банковские услуги и не участвует в выдаче кредитов или займов. Весь контент сайта не является финансовыми рекомендацией, инвестиционными советами или офертой.
Вся информация носит ознакомительный характер.
При использовании материалов гиперссылка на finfax.ru обязательна.
© 2025 finfax.ru
Честный сервис подбора и сравнения финансовых услуг.
... loading ...
Комментарии